Tuesday Time

Информация

Опубликовано 24 Дек 2013 в рубрике Подборки.

Из выпуска

Подборка №59

Непременный эмбиент и «Король и Шут». В роли «Короля и Шута» сегодня — Земфира.

Земфира — Блюз (live)

Земфира

Большие московские концерты Главная Певица России традиционно устраивает раз в пять-десять лет — по её собственным словам, это такая проверка на профпригодность: первый состоялся в 2000 году в Олимпийском, следующий там же в 2008 и теперь вот Лужники, уютный зал — ГЦКЗ «Россия». Уютный в плане освещения и звука, но весьма вместительный, рассчитанный на восемь тысяч зрителей.

С предыдущего раза изменилось вот что: во-первых, возрос профессионализм. 5 лет назад шоу тоже было сложным и навороченным: вычурные аранжировки, свет, концептуальный видеоарт. И всё это не зря, всё било куда надо (следующие несколько недель после концерта я, помню, ходил под впечатлением, оглушённый). Но при этом был элемент хрупкости: пускай крошечная, но вероятность того, что что-то «упадёт», «споткнётся», всё же была. В этот раз — совсем нет: можно было расслабиться и абсолютно не бояться, что кто-то из музыкантов хотя бы раз ошибётся, или пауза между треками затянется, или микрофон вдруг засвистит и нарушит тишину замершего зала. В самой солистке чувствовалась такая фундаментальная, монолитная уверенность — совсем не русско-роковая — чувствовался труд за всем этим и отработанность действия до последних мелочей.

Например, начать концерт с первого трека так, чтобы у публики разом просто выступили слёзы в буквальном смысле — это ведь тоже мастерство.

Второе отличие — настрой более расслабленный и добрый. Земфира много шутила, улыбалась, рассказывала о том, как ей грустно, что это последний концерт (десятимесячного) тура. В прошлый раз было больше «цирка», яркости и размаха, а вместе с тем и отстранённости — происходящее на сцене и в зале было ощутимо разграничено. Здесь же, наоборот, множество выходов к публике (на специально оборудованную «полукруглую» дорожку, как на церемониях вручения каких-нибудь музыкальных премий), много всяких «заигрываний» с залом (типа синхронного махания руками аля Depeche Mode на песне «Прогулка»), а в конце даже два подряд прыжка в толпу (во время «Мы разбиваемся»).

Ещё больше тепла атмосфере добавили прекрасные флешмобы фанклуба певицы: возникшие вдруг откуда-то в руках фанзоны бокалы с вином на песне «Блюз» (на фразе «выпьем прямо здесь»), игрушечные горящие сердца, гармонирующие с красным цветом видео в треке «Жить в твоей голове» и, конечно, разложенные по всей тысячной трибуне напротив сцены листочки красного и белого цвета, когда все они поднялись в воздух, получился такой вот трогательный ребус:

stqzwDUHxS8

(Концерт транслировался в прямом эфире на Ютубе, представленный трек вырезан оттуда и в первой половине там какой-то небольшой глюк, не обращайте внимания.)

John Lemke — The Air Between

Про Джона Лемке известно не так много.

Он, вроде бы, из Шотландии (Глазго), вроде бы, саунд-продюсер (так и хочется написать «очередной»). Этим летом вышел его дебютный альбом «People Do» — на независимом немецком лейбле Denovali Records (там же, где всякие Dale Cooper Quartet, Floex, Greg Haines).

Альбом описывается модным термином «electroacoustic», а сам товарищ Джон, судя по его словам, ещё и знает, что такое «acousmatic»:

I’m really excited by the tension between the acoustic and electronic, especially those places where the lines start to blur. Again, I think it’s where the idea of the acousmatic comes into play as well. Then it’s just about getting the balance right.

В то же время, к электроакустической и акузматической музыке его творчество имеет столь же малое отношение, что и какой-нибудь nu jazz (а вот к самому «ну-джазу» — гораздо большее).

С чем ему точно очень повезло — с теми, кто делал ему видео. Посмотрите, одно другого лучше: «The Air Between», «Ivory Nights».

Archive — Conflict

Их даже группой не назовёшь, скорее «коллективом». В текущем (концертном!) составе, например, 12 человек. Из них только тех, кто пишет песни — четыре. Вокалистов (и вокалисток) — целых пять.

Archive

Они начинали с трипхопа, в 1994 году. Примерно тогда же появились «Dummy» Portishead, «Protection» Massive Attack и первые альбомы Tricky  — не самый подходящий момент, чтобы играть трип-хоп, в общем. С тех пор их музыка звучит очень по-разному, в разной степени талантливо и интересно, но всегда — свежо.  Уже за одно это Archive можно полюбить — за эксперименты, за искренний постоянный поиск, который длится вот уже целых 19 лет.

Атмосфера треков в основном кромешно-тёмная. И какая-то при этом сосредоточенная.

Ещё подкупает их явный выход за пределы всяких форматов и стилей — в нашу любимую область «просто музыки». Если вам нужно обоснование, пожалуйста: в Википедии стиль Archive описывают как смесь «трип-хопа, прогрессивного рока и альтернативного рока». Нормальное такое сочетание, легко ли представить себе подобное? Нет.

Aphex Twin — Stone in Focus

Можно с уверенностью сказать, что Эйфекс Твин сильно переоценён. Не он придумал IDM, не он первый, конечно, заиграл так называемый «эмбиент». Да и вообще слыхали мы экспериментаторов и душевнее, и смелее.

Если кто-то увидел в своё время по MTV действительно прекрасные клипы Криса Каннингема на его произведения («Come to Daddy» или «Rubber Johnny»), страшные и ироничные одновременно, и составил себе впечатление по ним, а потом решил послушать остальное — то, наверняка, разочаровался. В основном в его дискографии всё гораздо более буднично и уныло.

И всё же этот конкретно трек прекрасен. Тут только руками остаётся развести. Казалось бы, простейший «двухаккордовый» эмбиент — когда музыка перетекает, как песок из ладони в ладонь — а как атмосферно и насыщенно звучит.

К слову, «Stone in Focus» использовал в «нулевом» эпизоде Spoilsbury Toast Boy Дэвид Фирт — художник-мультипликатор и большой поклонник творчества Aphex Twin (внимание: слабонервным или просто тем, кто не знает, что такое Дэвид Фирт — ходить по ссылкам с осторожностью).

Скачать ↓
Послушать ↑

Недавние статьи