Tuesday Time

Информация

Опубликовано 31 Дек 2013 в рубрике Подборки, Статьи.

Из выпуска

Альбомы года

Далеко не всегда есть чем заполнить этот список. Непонятно, откуда в других местах берут свои «25 лучших альбомов» или «50 пластинок года». Мы наскребли всего четыре — и это при том, что год-то в целом удачный.

Ulver — Messe I​.​X​-​VI​.​X

ULVER_MESSE_I.X-VI

Ulver — это сочетание адского трудолюбия и настоящего таланта, хрупкой красоты и мощного фундамента под ней. Редкий пример «побеждённого» перфекционизма — не за счёт снижения планки, но благодаря титаническим усилиям.

С выходом последнего диска «Messe I​.​X​-​VI​.​X» в этом году все эти красивые слова про них снова актуальны.

В основе звука альбома — струнный минимализм в исполнении камерного оркестра города Тромсо. Поверх него ложатся нойзовые эффекты, эмбиентные душевыворачивающие мелодии и знаменитый вокал Кристофера Рюгга. Здесь он снова звучит, ну может не как Господь Бог, но как какое-то потустороннее сверхсущество точно — как дух или как целое пространство.

Все шумы, сэмплы и прочие ингредиенты каждого трека подобраны тщательно и аккуратно отшлифованы — вплоть до графических параметров кривой, по которой меняется фидбек перегруженной гитары, что звучит несколько мгновений где-то глубоко на заднем фоне. И это при том, что в такой музыке (точнее всего её можно описать мутным термином «авант-гарде») проще простого скатиться в бесформенное нагромождение звуков, соблазн просто блаженно «крутить ручки у дилэя» и наслаждаться «звуковыми ландшафтами» — огромен.

За счёт такой проработки и такого количества деталей возникает забавный эффект, когда не понимаешь, «как это сделано»: если начать прислушиваться к отдельным звукам, быстро обнаруживаешь, что они моментально «схлопываются» и снова объектом восприятия становится «целое», которое невозможно расщепить на составляющие — это какая-то магия, трюкачество. Кажется, так умеет только Ульвер.

Аналогии с предыдущими альбомами традиционно проводятся с трудом (мы тут не будем останавливаться на их истории и эволюции — хотя тема захватывающая), разве что в паре мест возникает чёткое ощущение, что слушаешь самую «душевную» работу 2007 года «Shadows of the Sun» (в начале последнего трека «Mother of Mercy») или что-то из насквозь экспериментального EP «Silence Teaches You How To Sing» (композиция «Noche Oscura Del Alma»). Впрочем, здесь всё же в целом больше пафоса и строгости — и меньше сентиментальности или чистого шума.

Удивительно, как они опять уловили моду (в данном случае, «моду на минимализм») и вновь создали произведение не только вечное, но и актуальное. Пожалуй, на этом альбоме им удалось ближе всего подобраться к серьёзной академической музыке — недаром в сообщении на официальном сайте среди «повлиявших» указан один из изобретателей минимализма — Терри Райли.

Так уж, если мы с вами находимся внутри итогового предновогоднего поста, здесь же уместно будет сказать про планы на следующий год: в апреле 2014 года в Москве в клубе Volta выступит норвежский коллектив Ulver — с оркестром! Не пропустите.

Послушать пример

James Blake — Overgrown

Второй альбом Джеймса Блейка — лучше первого.

R-4448490-1365239547-9405

Молодой английский гений, из музыкальной семьи, выпускник Голдсмитса (Goldsmiths, University of London) по специальности «популярная музыка». В свои 25 лет — уже номинант Грэмми и Mercury Prize.

Goldsmiths_Main_Building

Goldsmiths, University of London

Непонятно, каким образом кто-то находит на этом диске признаки меланхолии, рефлексии или даже обречённости и тоскливого «подведения итогов». Такой однозначности в настроении пластинки и близко нет. Талантливое упоение звуками, благозвучная экспериментальность — есть. Soundtracks for daydreams (как говорят у них), новая вокальная музыка — присутствует. Свободное обращение со всем подряд — с композиционными приёмами, со всевозможными примочками, с процессорами, басовыми органами, синтезаторами, с собственным голосом, в конце концов — да, конечно, ещё как. Некоторая отстранённость, холод, минимализм, опять же. Но никакой тоски.

Послушать пример

И отдельно радует, что этот действительно хороший альбом (да и сам Джеймс Блейк) так всенародно признан и любим. Прямо торжество справедливости.

Dale Cooper Quartet & the Dictaphones — Quatorze Pieces de Menace

DaleCooperQuartetTheDictaphones_2013_QuatorzePiecesDeMenace_cover

Музыка, заблудившаяся в лесах, плотно обступивших городские границы.

Самый «пейзажный» и гуманный из всех известных нам дарк-джазов (несмотря на эту вот обложку «с лампой»).

Послушать пример

Anathema — Universal (live in Plovdiv)

Anathema-Universal

Этот альбом — запись выступления в античном театре Филипополиса (Пловдив, Болгария), в рамках тура в поддержку их последнего альбома «Weather Systems», вышедшего в прошлом году.

plovd1

Plovdiv Roman theatre

Эволюция группы Anathema впечатляет. Можно было бы долго описывать их творческий путь: начали в 1992 году из самых глубин андерграунда — со стиля death doom metal, постепенно отказались от «экстремальных» элементов звучания, добавили мелодий, прошли через так называемый atmospheric doom metal, через depressive rock, преодолели различные кризисы, сумели найти свой узнаваемый звук… и прочее, и прочее.

А можно просто сравнить вот эти два трека: раз, два. Состав, между прочим, в обоих случаях практически одинаковый, в основе и там, и там — братья Кэванах: Дэнни (соло-гитара) и близнецы Винсент (вокал, гитара) и Джейме (бас).

За эти двадцать лет Винсент научился очень неплохо петь, Дэнни — выдавать пинкфлойдоподобные соло с бесконечным фидбеком, состав доукомплектовался страшнющей, но очень обаятельной вокалисткой Ли Дуглас (сестра барабанщика Джона Дугласа, кстати, разве это не мило?)… а на этом концерте ещё и оркестр есть — и партии для него написаны не совсем пошлые. Уровень исполнения в целом, операторской работы и всего прочего — высокий.

В итоге почему-то «наивной позитивной» музыке, которую они играют сейчас — веришь. Возможно, как раз из-за ощущения пройденного пути. Возможно, из-за того, что и в прошлом «тёмном» периоде, и в сегодняшнем практически безоблачном чувствуется такая настоящая английская романтика — когда волшебство и сказочность сочетаются с каким-то активным началом, с действенностью, когда в голосе, что звучит, кажется, с самого дна — всё равно есть вызов. Соответственно, если герой потом выбирается на поверхность, он уже вряд ли станет рефлексировать по второму кругу. Шведская группа Katatonia, прошедшая схожий путь от doom metal’а к progressive и depressive року, в этом плане отличается разительно — их «депрессия» и скучнее, и по-настоящему не имеет выхода.

Послушать пример

Недавние статьи