Tuesday Time

Информация

Опубликовано 04 Фев 2014 в рубрике Статьи.

Из выпуска

Sepultura и акустические проигрыши

Сергей Жирков о самом значимом наследии коллектива.

tumblr_m21e1hKwQP1qe5q0qo1_1280

Группа Sepultura образовалась в Бразилии в 1984 году. Спустя какое-то время они сумели пробиться в Америку, а затем и на знаменитый голландский лейбл Roadrunner Records. Можно сказать, стояли у истоков thrash metal — одного из самых «экстремальных» ответвлений метала (характеризуется скоростными монотонными рифами и обильным использованием двойной бочки).

Их альбомы становились золотыми («Chaos A.D.» и «Roots») и платиновыми («Arise»), всего было продано более пятнадцати миллионов копий — неплохой результат для группы с названием «Могила». Успеху, конечно, способствовало их экзотическое происхождение. Но не только оно.

Классический период

Сразу после выхода первого альбома «Morbid Visions» («Болезненные видения») на американском лейбле New Renaissance Records группу покидает их соло-гитарист (Джайро Гуэдэс). Ему на замену приходит талантливый парень, житель большого города Сан-Паулу, музыкант с академическим образованием — Андреас Киссер. С ним Сепультура записывает второй альбом «Schizophrenia».

Обложка альбома «Schizophrenia» (1987)

Обложка альбома «Schizophrenia» (1987)

Именно на «Шизофрении» впервые появляются эти «наигрыши» Киссера, когда посреди быстрой однообразной молотилки возникает вдруг сентиментальный перебор на акустической гитаре, как будто камера поднимается, переводя объектив на звёздное небо над головами дерущихся озверевших людей.

Партия сыграна не слишком профессионально — не помогло образование. Струны гитары зажаты недостаточно плотно, отчего звук слегка «клацает» (впрочем, это добавляет душевности). В конце совершенно неожиданный переход на какой-то совсем уже сентиментальный мотив — на редкость уместный. Композиция длится всего минуту:

Sepultura — The Abyss

Sepultura восьмидесятых (Игорь Кавалера,  Пауло Шисто Пинто младший, Андреас Киссер, Макс Кавалера)

Sepultura восьмидесятых (Игорь Кавалера,  Пауло Шисто Пинто младший, Андреас Киссер, Макс Кавалера)

Романтичное вступление к следующей пластинке («Beneath the Remains» — «Под останками»), снова в исполнении Киссера. Мы знаем, что дальше нас ждёт та же беспросветная сосредоточенная агония, но пока что есть эти 45 секунд покоя.

Мелодия очень пейзажная, напевная, в ней много пространства. Андреас использует так называемые «кластерные» аккорды — когда одна и та же нота берётся на разных струнах (на зажатой и открытой, чаще всего), вызывая характерную «игру обертонов»:

Sepultura — Beneath The Remains (intro)

Этнические эксперименты

После сокрушительного успеха альбомов «Arise» и «Chaos A.D.» (в том числе и коммерческого) группа в полном составе отправилась в бразильскую сельву — вместо того, чтобы продолжать долбить в ту же точку, наслаждаться восторженными отзывами критиков и переполненными стадионами на концертах по всему миру. Несколько дней они прожили среди индейцев племени шаванте, даже записали совместный трек.

Как результат, на следующей работе 1996 года «Roots» («Корни») можно услышать множество элементов бразильской народной музыки. Звучание аутентичных инструментов и перкуссии переплетено с экстремально низко настроенными гитарами зарождающегося в тот момент грув-метала. Очередная из сотен попыток скрестить этническую музыку с современной, и одна из наиболее убедительных.

Обложка альбома «Roots» (1996)

Обложка альбома «Roots» (1996)

Конечно, здесь тоже не обошлось без волшебных акустических проигрышей Киссера:

Sepultura — Jasco

Сентиментальности тут поменьше, зато на первый план выходит «тьма», причем в понимании «примитивных» (первобытных, древнейших) культур: то есть как качество энергии, особенность восприятия, а не морально-этическая категория. Создается эта «тьма» бурдонным басом и привычными диссонансными аккордами.

Уход Макса Кавалеры

Дальше последовала мутная история с участием любимой жены фронтмена Макса Кавалеры — Глории Буйновски. Она одновременно являлась менеджером группы на протяжении практически всей их карьеры (с того момента, как «приютила их, приехавших в США без копейки денег», по словам Макса). Мы не станем здесь вдаваться в подробности, но в итоге Кавалера-старший покинул коллектив (забавно, что примерно 5 лет спустя очень похожая история произошла с «Арией» и Кипеловым).

Так на пике своей славы Sepultura оказалась на грани распада — как это часто бывает с хорошими группами.

1996 год (Игорь Кавалера, Андреас Киссер, Пауло Шисто Пинто младший, Макс Кавалера)

1996 год (Игорь Кавалера, Андреас Киссер, Пауло Шисто Пинто младший, Макс Кавалера)

Последний совместный концерт прошёл в Лондоне в 1996 году и был издан в дальнейшем на диске «Under a Pale Grey Sky». Нас оттуда интересует живое исполнение «Kaiowas». Эта композиция изначально появилась на предыдущем перед «Roots» альбоме («Chaos A.D.»), но студийная версия несравнимо хуже.

Здесь много перкуссии — под конец на барабанах играют одновременно все четыре участника группы. Андреас Киссер, как водится, добавляет полутоновых гармоний на двенадцатиструнке:

Sepultura — Kaiowas (live)

Against

После ухода Макса группа собирается с духом и записывает альбом «Against» — сильно недооценённый. На нём заигрываний с этникой чуть ли не больше, чем на «Roots» — например, к бразильским барабанам добавились японские (!). Но пластинку не спасло ни это, ни участие множества именитых гостей (включая тогдашнего басиста Металлики Джейсона Ньюстеда), в коммерческом плане альбом полностью провалился.

Обложка альбома «Against» (1998)

Обложка альбома «Against» (1998)

Последний трек с этого альбома сильно напоминает «Kaiowas»: акустическая гитара снова звучит в сочетании с неизбывной перкуссией, только с середины трека добавляется виолончель.

Фирменная атмосфера «окутывающей тьмы» воссоздаётся стопроцентно:

Sepultura — T3rcermillennium

P.S.

Что там дальше случилось с нашими героями — не суть важно. После «Against» был ещё очень неплохой двойной диск «Nation», а дальше посыпались всякие эксперименты с хардкором и концептуальностью, за которыми мы уже так пристально не следили.

Интересным для нас было попытаться понять, что делает Сепультуру Сепультурой? Что так явно выделяет их из других трэш-металических групп восьмидесятых-девяностых (помимо экзотического происхождения, конечно)? Только ли, как принято считать, энергичный вокал и экспрессия Макса Кавалеры?

Очевидно, что не только.

Недавние статьи