Tuesday Time

Информация

Опубликовано 18 Мар 2014 в рубрике Подборки.

Из выпуска

Подборка №70 (Сергей Жирков)


1. Apparat — Austerlitz.
2. Леонид Фёдоров — Таял 2.
3. Boards of Canada — Dayvan Cowboy.
4. Siouxsie And The Banshees — Carousel.
5. Nostalgia 77 — The Funeral.

Apparat — Austerlitz

Начало такое для этого музыканта нетипичное — даже жутко. Кажется, что сейчас вообще будет какой-то дарк-эмбиент. Неужели Apparat ударился в нойзовые эксперименты? Потом, правда, вступают «кинематографичные» струнные, и всё встаёт на свои места.

Да и свой профессиональный подход к саунду немецкому диджею Саше Рингу скрыть было бы, в любом случае, проблематично. Тут начисто отсутствуют какие-либо дилетанские неровности. Звук не «рукотворен», всё очень выверенно (чего стоят только «фантомные» отзвуки барабанов во второй половине композиции — высший саунд-дизайновый пилотаж).

ApparatТа самая фотография, где Саша Ринг притворяется Джонни Гринвудом

Эта музыка не тянет одеяло на себя, не отвлекает и не тормошит слушателя. Это плюс, если воспринимать электронную (точнее будет сказать «сэмплерную») музыку как «mood music» — саундтрек под настроение. В этом случае «сглаженность углов» позволяет легче расслабиться и довериться звуковому потоку.

А иначе это довольно скучно.

Ю.В: Крайне симпатичная виньетка о том, как добро все-таки победило и солнце все-таки взошло. Ну не всё же слушать монументальное и знаковое — можно, наконец, и жизни порадоваться.

Леонид Фёдоров — Таял 2

Фёдоров уже был однажды в нашей подборке. Сказать по правде, была эта же композиция, только в концертном исполнении.

Этот вариант «Таял» записан совместно с ансамблем Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко (жены композитора Владимира Мартынова). Эта версия более удобоваримая: кому-то понравится «пьяцолловский» аккордеон, кого-то порадует по-кабацки слаженная ритм-секция, кому-то согреют душу диссонансные наслоения струнных во второй части. Но вот что касается вокала…

К голосу и, шире, исполнительскому мастерству Леонида Фёдорова нельзя относиться ровно: либо вы его безоговорочный фанат, либо он вас несказанно бесит. Слишком уж нагло и самоуверенно он поёт. Слишком самобытно.

Текст, опять же. Чушь какая-то, типичная русско-роковая пурга: «летел и таял, больше не тает». Что???

fedorov-volkov_Владимир Волков и Леонид Фёдоров

Песни Леонида Фёдорова можно вполне правомерно сравнивать с фильмами Алексея Балабанова — у них если и не одно и то же чувство реальности, то уж, как минимум, сильно схожие на эту реальность взгляды (чудовищно обобщая: православие, любовь к Отечеству и алкоголь). Не случайно волна всенародной популярности (и финансового благополучия) «АукцЫона» началась с «Дороги» в саундтреке к «Брату 2» («я сам себе и небо, и луна»). А в последнем фильме Балабанова «Я тоже хочу» так и вовсе вся музыка написана «АукцЫоном»-Фёдоровым.

Ю.В: Ощущается безграничная пропасть между тем, что исполняет ансамбль и тем, куда рвётся широкая душа Фёдорова. И ярче этого контраста тут, наверное, чувствуется только абсолютная искренность всех участников процесса.

Boards of Canada — Dayvan Cowboy

Ух, передохнём от отечественного колорита.

Послушаем один из самых известных треков Boards of Canada, «визитную карточку» шотландцев (а вовсе не канадцев).

a0285042Концерты Boards of Canada выглядят иногда так (подробнее здесь)

Увы, это снова по большей части «mood music». Музыка с явной претензией на «экспериментальность» на поверку оказывается очень ровненькой и «космичной». «Захлёбывающиеся» барабаны (действительно, кстати, находка) легко подхватывают и уносят слушателя в прекрасную страну грёз и сахарной ваты. Не хватает, как бы это парадоксально не звучало, строгости и безумия — или хотя бы чего-то одного.

Можно было бы лихо заявить, что это «трип-хоп» без «трипа», но тут скорее обошлось без «хопа».

Впрочем, хорошее тоже есть: во-первых, барабаны. Во-вторых, пускай эта музыка и «беззубая», но, переслушивая её и в десятый, и в двадцать пятый раз — вполне можно находить новые детали, у саунда есть «глубина». В то же время, при всём огромном количестве наслоений — ни одного лишнего сэмпла здесь нет, все звуки на своих местах сидят.

Ю.В: Пожалуй, не зря этот трек стал у BoC самым растиражированным: в его пяти минутах упаковано всё, за что слушатели любят и не любят этот коллектив. Ну вот и получается «краткая история всего». Со всеми вытекающими.

Siouxsie And The Banshees — Carousel

«Дождь! Звонкой пеленой наполнил небо майский дождь!» — не запоёт тут Юрий Шевчук. Вместо него мы услышим надменный голос Сьюзен Бэллион (Susan Ballion).

Данный трек не пользуется особой популярностью у поклонников Siouxsie And The Banshees. Альбом «Peepshow» они вообще называют «„технологичным“ по форме и легкомысленным по содержанию». Не хватает ещё такую музыку играть на полном серьёзе.

Мы тут снова чувствуем себя «в чужом монастыре», как это часто бывает, когда пытаешься приобщиться к какой-то оформившейся субкультуре: если нам и нравятся какие-то музыканты, то не те, не «герои сцены», а если по душе что-то из творчества признанных авторитетов — то не то, что надо.

74679549_Siouxedinburgh80Сьюзен Бэллион

«Обволакивающая пелена уюта», ради которой люди и слушают различный готик-рок (а есть подозрение, что и вообще любую музыку всерьёз и по-настоящему любят именно за это) здесь присутствует в полной мере. Коллажность звука в начале и особенно в конце радует своей смелостью — умели всё же в восьмидесятые не бояться переборщить.

Ю.В.: Только в семидесятые–восьмидесятые умели так сочетать в музыке потрясающую интересность с вопиющей «неудобностью». Откуда тут взяться популярности — ведь чтобы расслушать всю суть трека, придется напрячься. Кому это нужно?

Nostalgia 77 — The Funeral

И чтобы напоследок оставить вас в растрёпанных чувствах.

Снова сэмплерная музыка, снова «ну джаз» (ну или «инструментальный хип-хоп», как кому больше нравится). Но в данном случае эти самые сэмплы подобраны, видимо, более смело и изобретательно — музыка получилась на порядок более эмоциональная, можно даже сказать — тревожная. «Фончиком» такое поставить можно, но «расслабиться и отдохнуть душой» не факт, что получится.

Так что в конце концов справедливость торжествует, содержание одерживает убедительную победу над формой.

Ю.В: Этакое кабаре. Только без сигаретного дыма, певицы, музыкантов и слушателей. Торжество постмодерна.

Скачать ↓
Послушать ↑

Недавние статьи