Tuesday Time

Информация

Опубликовано 07 мая 2014 в рубрике Подборки.

Из выпуска

Подборка №77


1. Вячеслав Овчинников — Рассказ
2. The Hoosiers — Worried About Ray
3. Sabled Sun — Inner Sanctum
4. Cuong Vu 4-tet — I Shall Never Come Back

Вячеслав Овчинников — Рассказ (сюита, муз. из к/ф «Долгая счастливая жизнь»)

«Долгая счастливая жизнь» (1966) — единственная режиссёрская работа Геннадия Шпаликова. Он был одной из «икон» поколения «шестидесятников». Выпускник ВГИКа 1961 года, поэт и сценарист (среди прочего, написал сценарий к «Я шагаю по Москве»). Покончил с собой 1 ноября 1974 года, в возрасте 37 лет.

873_900«Постер» 

Фильм притворяется снаружи нежной романтической историей, такой типичной чёрно-белой «классикой советского неореализма шестидесятых годов». На поверку оказывается, что история эта неоднозначная, нетипичная и в целом какая-то «нездоровая». Никакого реализма, скорее сюрреализм. Морок, страшный сон, ощущение тревоги, спешки, какого-то постоянного сквозняка. При этом эстетика, в которой это всё снято — казалось бы, само олицетворение уюта.

С музыкой там примерно то же самое.

x_0f413087Композитор Вячеслав Овчинников (справа) в молодости походил на Майка Паттона

Вячеслав Овчинников прославился в 29 лет, благодаря музыке к фильму «Война и Мир» Сергея Бондарчука. Кроме того, известна его работа с Андреем Тарковским («Иваново детство», «Андрей Рублёв»).

Помимо, как сейчас сказали бы, «саундтреков» он написал множество симфоний, опер, сюит и так далее. По легенде, после премьерного исполнения 1-ой симфонии восторженная публика потребовала повторить её на бис целиком.

The Hoosiers — Worried About Ray

От богатства красок профессиональной академической музыки — к тупому примитиву инди-рока. Ну, в этом вся суть.

hoosiersThe Hoosiers

«Бум-трум», «бум-трум» на барабанах, три аккорда, по-плохому надрывный голос вокалиста и дурацкий бессмысленный текст. Под такой аккомпанемент какие-нибудь герои какого-нибудь очередного ситкома попадают в бесконечные «неудобные» ситуации, беднягам приходится решать по десятому разу свои важные бытовые проблемы, совершать бытовые подвиги. Вот именно под такой аккомпанемент.

Песенка практически идеальна — идёт чуть меньше трёх минут, поёт вокалист очень похоже на гениальных Sparks, мотив весёленький и «с изюминкой». Всё мило, доброжелательно и совершенно безобидно. Этим и бесит.

Sabled Sun — Inner Sanctum

Sabled Sun — проект Саймона Хита. Известный дарк-эмбиент проект под названием Atrium Carceri — тоже его. Зачем, казалось бы, делать дарк-эмбиент сайд-проект, когда у тебя уже есть один one man дарк-эмбиент проект? Непонятно. Впрочем, у Саймона различных проектов и сайд-проектов, кажется, порядка 5–7. Проект-проект-проект.

История, стоящая за концепцией Sabled Sun, типична и до боли знакома всем любителям чего-либо с приставкой post-apocalyptic: «последний представитель человечества», «пробудившись от криосна», «одинокий голос в космосе», «кроме нас в этом мире не осталось никого» и всё такое прочее. Даже альбом назван характерно — «2146» (это второй альбом, а первый назывался, кто бы мог подумать, «2145»).

2238507101-1Обложка альбома Sabled Sun «2146»

Но всё мы готовы простить — и шаблонную историю, и множественные одинаковые проекты, и пережёвывание тех же самых стереотипных приёмов без какой-либо оригинальности или новаторства — всё становится неважно, когда ближе к финалу вступают эти два неизбывных пафосных аккорда. Тоже абсолютно типичных, но какая разница?

Cuong Vu 4-tet — I Shall Never Come Back

Для тех, кто доживёт до финала — традиционно самое вкусное.

Редко столь вопиюще «немассовая» музыка звучит настолько удобоваримо. «Гуманно», можно даже сказать (то самое «популярное в редком» — вот оно).

В случае с этой композицией уместны всякие пугающие скромного рядового слушателя эпитеты: авант-джазовая, экспериментальная, минималистичная, импровизационная. И идёт целых пятнадцать минут. Слушается при этом на одном дыхании.

Спасает, как водится, уровень исполнения: редкий случай, когда довольно-таки безумное действо — а местами это практически фри-джаз — разворачивается так постепенно и деликатно. Каждый следующий композиционный «поворот» (который здесь почему-то хочется назвать «слоем») возникает максимально ненавязчиво, последовательно, в строго определённый момент.

seattle-jazz-coung-vu-1

Cuong Vu

Куонг Ву (Cuong Vu) — американский трубач вьетнамского происхождения. Родился в Сайгоне в 1969 году, обладатель Грэмми, на трубе играет с 11 лет.

Скачать ↓
Послушать ↑

Недавние статьи